Летопись возрождения

Годы перестройки сильно отразились на культурном и духовном развитии рязанских земель. Много людей начали участвовать в христианской религиозной жизни – храмовом богослужении. Вскоре выяснилось, что для такого большого количества христиан, которые практически заново открывали для себя православную веру, необходимо восстанавливать и строить гораздо больше церквей. Постепенно власти шли на уступки и начали отдавать различные постройки, которые до революции принадлежали церквям рязанской епархии. Ажиотаж и настоящий религиозный бум вокруг открытых и вновь открывающихся церквей и монастырей был необыкновенный – все хотели помочь своему любимому приходу или монастырю возродиться, лично посодействовать в деле восстановления церковного благолепия и, конечно, приобщиться к церковному богослужению. Все это коснулось небольшого, но очень красивого храма Спас-на-Яру.

В 1993 году здание бывшей церкви по инициативе Митрополита Рязанского и Касимовского Симона было возвращено в ведение Рязанской епархии на правах аренды.
Началось восстановление храма. Настоятелем, по его личной просьбе, назначили протоиерея Сергия, который в это время служил в храме Всех скорбящих радость.

В 1994 году по благословению Владыки Симона настоятель храма Спас на Яру отец Сергий Чушкин назначается Полковым священником в Переяславской городовой станице Союза рязанских казаков. А сама церковь стала Войсковым храмом рязанского казачества.

Изначально перед настоятелем стояла непростая задача восстановления не только здания храма, но и всей церковно-приходской жизни, в том числе общественного хозяйства.

Желающих помочь людей было великое множество. Практически вся воскресная школа церкви Всех скорбящих радость, в которой беседовал с прихожанами о. Сергий, с большим усердием и энтузиазмом принялась за работы по возвращению храмовому зданию его первоначального богослужебного назначения. Появилось живое дело христианской веры, к которому все хотели приложить свои усилия. На новом приходе трудились примерно двести человек.

Первое время с начала восстановления работающие при входе в храм встречали вывешенные под колокольней плакаты, призывающие «быть бдительными», раскрашенные заветами В.И. Ленина. А в другом конце помещения стояла старая классная доска, на которой душевно чуткие ученики-мореплаватели начертили: «Прощай Божий дом, будь благословен».

В первую очередь требовалось выломать перегородки между этажами. Для этого на четвертом этаже были срезаны мощные металлические балки, в результате чего верхний потолок рухнул вниз, распространяя вокруг клубы пыли. Такие же действия повторялись с остальными этажами. В результате внутри помещения накопилась большая груда мусора с торчащими во все стороны балками, досками и другими строительными материалами. Все эти завалы помогали убирать рязанские казаки.

Следующим этапом работы был демонтаж и последующая утилизация устаревших и ненужных деревянных полов, после чего необходимо было очистить отчасти сохранившееся, но при этом сильно загрязненное плиточное покрытие пола, а также сбить рыхлую штукатурку, которая сильно обезображивала стены и своды храма. Конечно, после таких работ требовалось организовать погрузку и вывоз очень большого количества мусора. Всего было вывезено около 20 наполненных доверху строительным хламом кузовов грузовых машин. Затем было принято решение своими руками изготовить плитку для восстановления пола.

Кроме казаков и посетителей воскресной школы в этом богоугодном деле помогали многие: студенты, пенсионеры, учителя, школьники, будущие прихожане, надеявшиеся, что храм в самое ближайшее время начнет действовать. Минимально возможные работы, которые необходимо было произвести для того, чтобы в храме могли совершаться божественная Литургия и другие богослужения, длились несколько месяцев. Отец Сергий стал руководителем всех направлений работы – приходилось “выпрашивать” у спонсоров различные строительные материалы, транспортные средства, а также вместе с добровольными помощниками штукатурить стены, выносить мусор и выполнять другие работы, связанные с внутренним и внешним художественным оформлением храма. Кроме того, о. Сергий вел службу в других храмах и писал иконы вместе с рязанскими художниками для нового иконостаса возрождающейся церкви.

Посильную помощь по ремонту храма оказал известный рязанский архитектор и археолог Лев Васильевич Димперан со своими помощниками реставраторами – они взялись заделывать трещины на стенах, возникшие в результате неправильной эксплуатации здания, а также из-за отсутствия левой опорной колонны в четверике церкви и у входа в алтарь. Массивные колонны эти, прямоугольного сечения, которые предположительно разобрал настоятель храма, служивший перед революцией, немедленно были восстановлены, трещины устранены с помощью кирпичей и цементного раствора. Был также проделан арочный проход с правой стороны четверика, заделанный в царские времена.

В деле финансового обеспечения сильно помог предприниматель Николай Рахметов – им были организованы шесть палаток с церковной утварью, размещённых в черте города. Полученная выручка полностью уходила на зарплату рабочим. Силами Н. Рахметова была предпринята попытка построить новую воскресную школу, но к сожалению дальше планов проект не продвинулся. Следует отметить, что данный замысел все же удалось реализовать много позже.

В трапезной и в алтарной части здания находились две печки, сохранившиеся от царского времени, одна слева от входа в трапезную – в углу стены, вторая в алтарной части здания. В трапезной также находился большой котел для автономного отопления, оставшийся от советской эпохи.

Во время разборки пола было обнаружено керамическое отопление, распространявшееся замысловатыми зигзагами по всему периметру пола и стенам храма и выходившее с помощью двух отверстий на верх трапезной и в алтаре. Данное отопление было сделано из специального фигурного керамического кирпича и функционировало благодаря тепловому нагреву воздуха двумя печками, горючим материалом для которых служил каменный уголь. Теплый воздух по извилистым каналам постепенно распределялся по полу и стенам церкви – таким образом здание медленно начинало нагреваться. Все это отопительное сооружение по праву можно назвать чудом инженерной техники XVII века.

Печки сломали, отопление провели современное. Каменный уголь, двухметровыми кучами лежавший во дворе, быстро и организованно убрали учащиеся воскресной школы. Огромный котёл, который отапливал морскую школу, был отправлен в женский монастырь г. Скопин, а два бензиновых генератора отданы прежним хозяевам – организации ДОСААФ.

Поскольку возле храма росло множество тополей и они заслоняли обзор храма, а ветки от деревьев постоянно падали на крышу, то на собрании верующих было принято решение деревья поредить, а пеньки выкорчевать. Всю эту незатейливую работу выполнили дружные помощники из воскресной школы.

Затем были полностью разрушены мужское и женское отделения туалета бывшей морской школы – на этом месте сейчас находится иконная лавка.

Стараниями тружеников иконная лавка была украшена деревянным сводом шатрового стиля с простенькими резными рисунками – данное помещение в настоящее время выглядит весьма уютно.

Молодые начинающие художники из рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера начали расписывать стены храма в крестильне.

Плитку на пол храма делали полностью сами в здании будущей семинарии, на то время пустовавшем. Для изготовления плитки белый цемент перемешивали с клеем ПВА, добавляли краситель нужного цвета, после чего тщательно высушивали, а затем изделия переносили в Спасо-Преображенскую церковь и крепили специальным клеевым раствором. Пол получился очень интересным и оригинальным, а главное – сложенным своими руками. Но вскоре появилась перспектива сделать пол ещё более красивым – из мозаики. За короткое время большие фрагменты были перекрыты художественной мозаикой.

К сожалению, весь пол покрыть мозаикой не удалось по причине спешки, вследствие чего значительную часть выложили из тонкого отполированного гранита белого и коричневого цвета. Из гранита были также сделаны солея и возвышение с левой стороны трапезной.

Наконец наступило ожидаемое прихожанами торжество, которое произошло 15 августа. Это был очень важный день, который оставил глубокий след в душе людей, присутствующих на этом празднике, ведь именно тогда впервые за долгое время начало совершаться богослужение в еще не полностью восстановленном Спасо-Преображенском храме, а на другой день – 16 августа – состоялось его торжественное освящение с участием митрополита Рязанского и Касимовского Симона (фото взято из книги о Митрополите Симоне ” Ангел Добрый”. Дата освящения указана не верно, храм освящен в 1994 году).

«16 августа в городе Рязани в 8.30 утра началось долгожданное событие для многих православных христиан г. Рязани – вновь открылся для богослужения Спасо – Преображенский (на Яру) храм, который находится близ кремля. Вновь как 60 лет назад, с колокольни храма зазвучал веселый перезвон, созывая всех многочисленных прихожан на службу. И народу, отметим, собралось видимо – невидимо; так что многим пришлось стоять на улице.После освящения храма состоялась торжественная литургия, для чего был специально приглашен хор из Борисоглебской церкви. Во время крестного хода по лицам многих прихожан текли слезы – еще – бы, ведь это их руками возрождалась заново красота старого храма, которому в будущем году исполнится 300 лет. А особую заботу здесь проявил настоятель отец Сергий, которому приходилось выносить все тяготы, не имея никаких средств…» (Газета «Вечерняя Рязань», статья Г.Казакова «Освящение храма», 20 августа 1994 г.)

Начиная с 1994 года, в храме Спас-на-Яру снова начинает совершаться богослужение в субботу, воскресение и по великим праздникам. Жизнь возрождённого прихода обретает новую силу.

Для помощи в проведении церковных служб вторым священником назначается отец Феофан Данченков, а дьяконом – отец Алексей Тугушев. На клирос приглашается петь мужской хор в следующем составе: Александр Костенко (регент и второй тенор), Олег Якушин (первый тенор), Алексей Исаев (баритон) и Сергей Князев (бас). Псаломщиком был Александр Марасанов, а где-то месяца через три вторым псаломщиком стал Владимир Игнатов (ныне иеромонах Амвросий). Позже хор сменился женским и спустя некоторое время вновь был заменен на мужской.

В конце 1995 года располагавшееся рядом с церковью помещение «Дома учителя» было освобождено, и отец Сергий с семьёй переселился в это здание, расположенное возле церкви. В одну половину нового помещения заселилась семья священника, а во второй разместили импровизированную мастерскую для художников, разнорабочих и прихожан, желающих помогать. Завтраки и обеды готовились прямо в здании бывшего «Дома учителя» двумя искусными кухарками. Была здесь душевая и ванная комната для всех тружеников, желающих освежиться, а рядом с домом, во дворе быстренько организовали деревянную, сделанную из бревен, баню. При постройке бани были обнаружены деревянные останки архитектурного сооружения круглой формы – очевидно, здесь располагалась угловая башня древнего Острога.

Вскоре открывается иконная лавка, начинается роспись крестильни и перепланировка внутри трапезной.

Крестильня была отреставрирована в первую очередь – в 1996 году; она увенчана большой, украшенной мозаикой купелью и полностью расписана образами, взятыми из Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Купола на четверике взялся обновлять сам отец Сергий. До этого купола были ржавые. Посоветовавшись с казачьим атаманом А.В. Буслаковым, который был ещё и художником, договорились, что главный средний купол лучше покрыть желтым цветом, а остальные четыре синим. Верхнюю часть колокольни решили сделать фиолетовой с пестрыми желтыми лучами, пущенными по граням звонницы. Предварительно подвергнув небольшой внешней обработке с помощью шкурки и других различных приспособлений, купола покрасили, после чего они приобрели совершенно новый внешний вид.

Позже – в 1999 году купола вновь покрыли тонким слоем искусственного золота (поталь), которое вскоре пожухло и облезло от воздействия окружающей среды. Верхняя часть колокольни была перекрашена в зеленый цвет.

После штукатурки внутри храма перед художниками, число которых было около десяти человек, возникла новая большая художественная задача – это роспись алтарной части, четверика и трапезной. В 1995 году все эти работы благополучно начинаются, а к 1999 году храм практически весь был расписан внутри и украшен мозаикой снаружи. При проведении художественных работ использовались в основном образцы иконописи, заимствованные у московского иконописца Дионисия (ХV в.).

Для большей красоты проемы окон и всю нижнюю часть стен украсили декоративным орнаментом в виде переплетённых цветов. Алтарь и трапезную доделывали уже шесть художников.

Вся роспись на стенах, а также все иконы, помещенные внутри и снаружи храма, выдержаны в древнем русско-византийском стиле.

Колокола

Так как вести столь обширные работы своими силами было очень непросто, то настоятелю отцу Сергию приходилось активно взаимодействовать со спонсорами, то есть «выбивать» строительные материалы, доставать различное вспомогательное оборудование и инструменты или просто просить у коммерческих фирм и состоятельных граждан деньги на ремонт храма.

Среди активных благотворителей хотелось бы отметить директора рязанского пивзавода Алексея Евгеньевича Кирилина, а также Михаила Викторовича Мартынова, учредителя Рязанского завода плавленных сыров.

Приблизительно в 2001 году были пожертвованы несколько больших колоколов, отлитых в Ярославской области. Самые большой из них, весом 1,5 тонны, пожертвовал Михаил Викторович Мартынов, второй большой, весом 600 кг., пожертвовал Александр Федорович Мешков, третий, весом 250 кг. – подарен президентом ЗАО «ВТОРМЕТ» Юрием Михайловичем Воробьёвым, колокола на 100, 60 и 30 пожертвовал Кирилин А.Е., остальные отлили на средства действующего прихода.

Стараниями благотворителей сейчас на колокольне находится всего 13 заново отлитых звонких и красивых колоколов по размерам и весу превышающих колокола царского времени (за исключением самого большого дореволюционного колокола, который весил около двух тонн), изъятые в годы революции членами Исполнительного Комитета.

Для сравнения, самый большой праздничный колокол до революции весил 120 пудов (1920 кг), второй для звона весил 23 пуда (370 кг), третий полиелейный 7 пудов (115 кг.), остальные от 4 пудов (64 кг.) и меньше. Всего до революции на колокольне находилось 11 колоколов. (Фонд № Р-6, Дело 200, Оп. 1. Исполнительный комитет Рязанского городского совета депутатов и трудящихся Рязанской области. 1917 – 1951 гг. г. Рязань. Материалы (устав, протоколы, описание церковного имущества и здания, списки и др.) о деятельности религиозной общины Спасо-Ярской церкви города Рязани 18 октября 1919 г. – 2 апреля 1929 г., л. 72.)

Для того, чтобы поместить колокола на шатровую колокольню, один из проёмов окон звонницы был значительно увеличен за счет удаления нескольких кирпичей. Затем с помощью подъемного крана колокола помещались внутри звонницы и закреплялись на большой деревянной балке. Поскольку больших колоколов было подарено всего три, то эти действия повторялись три раза.

До того как в 90-е годы благотворителями были подарены новые колокола, на колокольне висели корабельные рынды с очень глухим звоном, которые, конечно, для храма не подходили, так как звук от них исходил очень резкий и малопривлекательный.

С помощью подъемного крана колокола были помещены на свое законное место – звонницу шатровой колокольни. Поскольку после реставрации в 60-х гг. слуховые окна звонницы были почти полностью заделаны архитектором Чугуновым С.В., и звук от новых колоколов распространялся по округе очень плохо, то было принято решение верхние окна увеличить до прежних дореволюционных размеров.

Здесь хотелось бы отметить, что до того, как были построены вокруг Спасо – Преображенского храма несколько высотных зданий в конце 90-х. и начале 2000 г., звук колоколов в будние дни доходил до главного входа на центральный рынок. При тишине, возникавшей в выходные дни, звон доносился до центрального парка города. Сейчас звук от колоколов слышен только при подходе к зданию Центрального Банка Рязанской Области, расположенного в ста метрах от Спасо-Преображенской церкви.

Стараниями алтарника храма Владимира Борисова с большим и долгим усердием была налажена система управления колокольным звоном очень сложной конструкции. Это изобретение несколько раз было усовершенствовано. Сначала было установлено приспособление из деревянных клавиш, но затем его заменили более надежной металлической конструкцией, с протянутыми через сложное роликовое устройство веревками и тросами. Новая модель управления колоколами оказалась очень громоздкой, более похожей на клавесин с тяжелыми металлическими клавишами. Механизм снова заменили на более удобный и простой, сделанный из веревок с петлями, одеваемых на пальцы – эта схема до сих пор совершенствуется и в настоящее время действует.

Фрагмент системы управления колокольным звоном

В 2003 году доктором музыковедения, профессором Юрием Николаевичем Холоповым, преподававшим в московской консерватории, принесен посмертный дар – выносная, чтимая икона Николая Чудотворца 17 века. После реставрационной работы, которая длилась около года, икона помещена с правой стороны храма на столпе внутри четверика.

Иконостас

Попутно с росписью стен храма и мозаичными работами велась активная деятельность по восстановлению иконостаса, а точнее изготовлению нового, так как древний дореволюционный, сделанный на средства стольника Ивана Ивановича Вердеревского, полностью был разрушен и уничтожен в годы советской власти. Новый корпус иконостаса целиком был вырезан из дерева, преимущественно из липы, с большой любовью и искусством тремя резчиками любителями Владимиром Запоренко, Сергеем Суровым и Андреем Игнатовым.

Для приготовления иконостаса за чертой города в лесу были спилены липовые деревья, стволы от которых были отвезены на деревообрабатывающий завод, где их распустили толщиной по 30 и 50 мм. После непродолжительной просушки липовый материал активно использовался для изготовления больших и малых икон, а также резного киота с тремя древними иконами и для двух кафедр для клиросного пения. Книги для ознакомления и научения резьбе по дереву предоставил на временное пользование активный помощник храма А.Е. Кирилин. В работе над резьбой иконостаса принимал участие ныне покойный мастер, член союза художников Виталий Пантелеймонович Кохан. Им были вырезаны ответственные части иконостаса – семь элементов Царских врат со сквозной резьбой и один из нижних элементов с фигурной надписью, расположенной слева от Царских врат. Видимо судьбе было угодно, чтобы Царские врата Спасо-Преображенской церкви оказались для известного рязанского художника венцом всей его долголетней творческой жизни.

Руководителем и активным участником иконописных, архитектурных и мозаичных работ стал настоятель Спасо-Преображенского храма протоиерей Сергей Чушкин. Весь колорит иконописи был подобран также отцом Сергием. С точки зрения искусствоведения вся композиция иконостаса выполнена в стиле, сложившемся в 16 – 17 вв. в Москве и Ярославле, который во многом перекликается с русским стилем Троице – Сергиевой Лавры. Данный иконостас называется «Тябловый».

На первом ряду (местный) справа от царских врат изображена икона Святой Троицы и правее от нее – праздничная храмовая икона Преображения Господня, слева от царских врат располагается икона Божией Матери «Одигитрия» и затем изображение трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

На втором ярусе (деисусный) изображается: в центре – Господь Вседержитель, с правой и левой стороны от которого изображены Божия Матерь и Иоанн Креститель, а также Апостолы из двенадцати. Затем следует ряд с иконами двунадесятых праздников (праздничный). Следующий ряд (пророческий) посвящен ветхозаветным пророкам и показывает на преемственную связь Ветхого и Нового Завета.

Посредине пророков расположена икона Божией Матери. На пятом ярусе (праотеческий) иконостаса расположены изображения ветхозаветных патриархов, над которыми Господь совершал чудеса и исполнял обетования. Традиционно венчал иконостас восьмиконечный крест, но на этом месте расположена икона «Отечество». Данное изображение присутствует и в композиции иконостаса Успенского Собора Рязанского Кремля. Впервые на Руси изображения иконы «Отечество» появились в Новгороде и Пскове в XVI-XVII вв.

Иконы на иконостас писались согласно древнерусской традиции, которая во многом заимствована из Византии.

Хочется привести пример того, как «творилась» яичная темпера в мастерской Спасо-Преображенского прихода. За связующую основу бралась желтковая эмульсия, в качестве консерванта добавлялась любая кислая среда (3 %-й уксус, квас, пиво или вино) – данная жидкость тщательно перемешивалась, затем добавлялась вода (вода используется как связующее звено для пигмента из минералов). Пигменты из минералов тщательно расталкивались в специальной ступе, и после этого в них добавлялась вода. Данная смесь – основа для краски. Благодаря кислой среде краски сохраняют свою годность на несколько дней.

Доски для икон изготавливаются в основном из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница. В нашем храме использовались в основном липа и сосна.

Вместе с иконостасом был вырезан большой деревянный крест и киоты для настенных икон. Крест был помещён в нишу с левой стороны четверика, позже в основание креста для красоты были положены булыжники с древней рязанской мостовой.

В храме есть большие иконы «Всех святых земли рязанской», а также «Всех святых земли русской», расположенные соответственно – слева от алтаря и напротив крестильни. Справа от алтаря на клиросе находится икона «Покрова Божией Матери». Данные работы были выполнены художниками иконописной мастерской Спасо-Преображенского прихода.

В 2003 году мастерами по дереву проведена уникальная работа – это резной киот с простой, но красивой резьбой, который целиком сделан из дерева, в основном из липы. В середине киота находится икона Серафима Саровского, а с правой и левой стороны две иконы Божией Матери, внизу киота расположен изящный декоративный резной рисунок. Спустя два года были сделаны еще два киота с более рельефной и выпуклой формой, которые вылиты из специального гипсового раствора. Формы для декоративных деталей были сначала вылеплены из твёрдого художественного пластилина, затем этот пластилин заливался техническим силиконом, и после этого готовая форма из технического силикона наполнялась гипсом. Киоты стоят сейчас внутри трапезной с правой стороны при входе в трапезную, по правую и левую стороны от большого деревянного киота. В левом помещена икона с изображением святых князей мучеников Бориса и Глеба, и Великомученицы Праскевы, а справа помещена икона Ильи Пророка (конец XIX в.).

Не менее удачными по красоте и сложности резьбы явились большая и малая кафедры, предназначенные для удобства клиросного пения, которые сделаны из липовых, сосновых и гипсовых фрагментов. Кафедры, большие иконы и киоты в композиционном отношении являются гармоничным продолжением иконостаса.

В храме также находится древняя почитаемая икона XVII в. Смоленской Божией Матери, которая расположена с левой стороны трапезной перед входом в арку.

В 2004 году иконостас и резные киоты больших икон были позолочены сусальным золотом, до этого они были просто покрашены и покрыты лаком.

Отопительные приборы внутри помещения церкви скрывают изящные декоративные резные фигуры мифических животных , просто и со вкусом вырезанные из сосны тремя любителями резьбы по дереву – Владимиром Запоренко, Сергеем Суровым и Андреем Игнатовым.

Все эти художественные решения рождают у посетителей храма настоящее праздничное настроение; в такой благоукрашенной церкви всегда создается молитвенное благоговейное чувство.

Стены храма были полностью покрыты новым слоем специальной фасадной акриловой краски летом 2004 года. Для более удобной наружной покраски алтарный служитель Владимир Борисов изобрел металлическую пятиметровой длинны люльку, сбалансированную сложной блочной системой. Конструкция крепилась сверху с помощью двух консолей, сделанных из металлических труб, а поднималась и опускалась с помощью простой ручной дрели. Благодаря такому изобретению Спасо-Ярский храм был покрашен тщательно и быстро.

Если просмотреть внимательно на внешний вид храма, то можно увидеть, что стены ее отражают белый цвет, но не просто белый, а с лёгким оттенком желтизны, что неприметным образом радует глаз человека.

Купола

В 2005 – 2009 гг. проведены работы по реставрации куполов, надалтарной полукруглой (сферической) части храма, колокольни и трапезной. Одновременно были обновлены все шесть надкупольных крестов, заменены цилиндры и фигурные сферы, находящиеся под крестами.

Примечательно, что кресты на купола были подняты и поставлены вручную с помощью хитрого подъемного механизма из стальных проволок, придуманного изобретательным алтарным служителем Владимиром Борисовым.

В результате посильных трудов купола приобрели яркий благородный золотистый цвет с серебристыми просветами, а центральный купол получил оригинальную выпуклую форму. Эта форма получилась благодаря специально сделанным для этого выпуклым чешуйчатым «шишечкам», которые ярко играют светом при отражении солнечных лучей.

Часть материалов для изготовления фрагментов куполов были заказаны в одной из московских фирм, другая часть была изготовлена на Рязанском Приборном Заводе по договоренности с начальством завода. Металл покрыт тонким слоем напыления нитрид-титана, который и создаёт яркий золотистый цвет. Фрагменты «чешуек» с серебристым цветом сделаны из прочного фигурно отполированного титана. Кресты на куполах и на колокольне были сняты, полностью обновлены и вновь возвращены на прежние места. Рисунок и лучи на крестах полностью дублированы по древним образцам, но цвет крестов заменён на золотистый с серебряными фрагментами. Сегменты для шаров, лучи, а также все остальные мелкие детали были изготовлены в мастерской возле храма и обработаны нитрид-титаном на «Рязанском Приборном Заводе».

Кровля

Восьмигранная шатровая колокольня также не была обделена вниманием. Характерной особенностью ремонта колокольни стало то, что она реставрировалась в зимнее время, когда температура воздуха достигала – 30 С. Для того, чтобы сконструировать строительные леса, в проемы окон звонницы были установлены крепкие деревянные щиты, которые с одной стороны крепились с помощью деревянных бревен, упирающихся в верхнюю часть окна, другим краем щиты выходили наружу и для жесткости упирались железной балкой в нижнюю часть окна. Далее на щиты крепились прочные доски, на которые ставились леса. Сами леса прикручивались к колокольне стальной проволокой. Затем все это трехэтажное сооружение для защиты от ветров, морозов, дождей и снега покрывалось парашютной тканью, соединявшейся простыми нитками. От порывов ветра нитки легко рвались, и весь парашютный каркас пришлось перешивать более прочными капроновыми нитками. Под парашютом получилось небольшое помещение с двумя большими лампами, служившими одновременно для освещения и обогрева рук.

Верхняя зеленая часть колокольни была покрыта более прочным легированным металлом, по граням которой были пущены лучи золотистого цвета. Купол, который расположен под крестом, и маленькие окна на шатре звонницы также были покрыты золотистым материалом. В результате форма и цвет колокольни получилась очень оригинальными.

Вся верхняя сферическая часть алтаря, которая была в очень ветхом состоянии, полностью заменена на покрытую легированным металлом крышу такой же формы. Каркас этой крыши сделан из стандартного уголка с помощью болтовых соединений. Позолоченные лучики, пущенные по швам сегментов крыши, значительно оживили её и сделали ещё более красивой и необычно яркой.

Кровельная часть четверика и трапезной тоже подверглись некоторым изменениям. Вся крыша четверика, как и трапезной, была демонтирована и заново сконструирована из стального уголка, свежих сосновых досок и листов из легированного металла. Надо заметить, что верхняя часть трапезной была тщательно вычищена от груды векового мусора и птичьего помета. Мусора этого набралось на четыре больших грузовых машины.

Крыша четверика переделана в 2008 году, а трапезной в 2009 году. Посильную помощь в деле реставрации крыши храма оказал прихожанин Александр Барсуков, его активными действиями добывались материалы от различных строительных фирм.

В том же 2009 году над входом в церковь установлен новый навес с замысловатым художественной работы узором в виде различных выпуклых золотистых фигур, а над иконной лавкой поставлена из легированного металла дымоходная труба. По своему внешнему виду эта труба повторяет старую, которая стояла над трапезной до 2009 года. Но цвет ее совсем другой, а именно зеркальный с золотыми элементами вместо зеленого прежнего.

В осеннее время проведены работы по строительству забора вокруг каменного приходского дома Спасо-Преображенской церкви. В 2010 году к дому сделана входная пристройка и каменная ограда-забор с художественными узорами из керамической плитки. Забор выполнен из красного облицовочного кирпича, покрыт пластиковой черепицей, а также украшен каменной и керамической плиткой в виде крестообразного узора. Забор построен только частично со стороны главного входа в дом и частично со стороны каменной бани.

Поздней осенью внутри трапезной поставлен новый, изготовленный в мастерской при церкви, большой фигурный стол, четыре небольшие коричневые лавки для сидения – полые внутри для размещения различные предметов.

С 2010 года начались активные работы по реставрации фундамента храма, а также по восстановлению ограды вокруг здания церкви, которая была демонтирована в советское время. Для проведения этих работ сначала вдоль всего фундамента прихожанами была выкопана канава, затем бульдозером снят большой слой чернозема. При проведении раскопок было обнаружено большое количество человеческих захоронений, найдены керамические изделия и старинные монеты XVIII – XIX вв.

Для выполнения поставленной цели вдоль стен храма сначала были закреплены металлические стяжки из стальных прутьев. Затем вокруг древнего основания, сделанного из белого большемерного камня, последовательно заполнена бетоном отмостка. Следующим этапом работы было построение специального большого деревянного короба, сбитого из щитов, которые закрепили к основанию храма с помощью контрфорсов из бросовых досок. После чего сам фундамент постепенно в несколько приемов был заполнен мощным слоем бетона. Данное сооружение значительно укрепило основание храма, а также предотвращает скапление влаги  внутри здания в зимнее и весеннее время года, таким образом защищая художественную роспись от сырости и преждевременного разрушения.

В зимнее время 2010 года были восстановлены фрагменты фресок внутри крестильни, алтарной и трапезной частей храма, поновлены узоры по всему периметру нижней части стен, которые были утрачены в результате воздействия сырости. Большому ремонту была подвержена крестильня, шатровый потолок которой был покрашен в синий цвет, украшен простыми узорами и позолоченными звездами. На купели восстановлены небольшие фрагменты утерянной мозаики. Роспись в крестильне значительно отреставрирована – особенно фреска Крещения Господня. С помощью позолоты и лака был возвращен золотистый цвет фресок.

Роспись стен в трапезной части храма вновь полностью отмыли раствором воды, мыла, спирта и специальных моющих средств, затем на ней были отреставрированы поблекшие от копоти фрагменты живописи и покрыты матовым водоэмульсионным лаком восстановленные фрески и декоративные узоры.

Параллельно реставрации основания храма велись работы по сооружению ограды вокруг церкви. Она была сделана из бутового камня, а сверху художественно оформлена красным кирпичом и специальными керамическими плитками, сделанными волнообразно для красоты обозрения. На трапециевидных постаментах, расположенных перед входом в храм и вдоль периметра каменной ограды поставлены белые декоративные домики с красной черепичной крышей и небольшой нишей.

Здесь хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные работы по реставрации храма выполнялись и продолжают выполняться исключительно усилиями людей, так или иначе связанных с приходом церкви. Основная часть работ выполнялись руками прихожан, работающих при храме и простых людей, желающих помочь церкви возродиться. Таким образом, храм восстановлен, и продолжает развиваться силами простых рязанских людей. Спасо-Преображенский храм есть явление христианской православной культуры нашего народа, явление его многовековой истории, традиции, обряда, почти полностью потерянные в прошлом столетии и с таким большим трудом возвращающиеся сейчас.

Расписание служб